Анализируй это и то. Красивые обманщики 3


Здравствуйте, друзья!

Перед тем, как продолжить тему фальсификации данных в презентациях, начатую в прошлых выпусках, пересмотрел ваши отзывы. Они, в большей или меньшей степени, подтверждают: дело изобразительной ловкости живет и сейчас, более того – прекрасно себя чувствует. Чем печальнее реальные дела у проекта, отдела, компании, холдинга, и т д – тем изобретательнее методы создания отчетных слайдов )

https://www.youtube.com/watch?v=9DfFAlRmIBU

Однако, к делу, коллеги: «Нас ждет вторая (на самом деле третья) серия!»

  1. Системные искажения

 Если создателю слайда было лень возиться с «мелкими пакостями», или же масштабы «зоны поражения» оказывались слишком значительны, маскировкой не скроешь – всегда можно было смешать карты или опрокинуть шахматную доску. Только лучше суметь сделать это незаметно и раньше, чем начнется игра. Ловкость рук (а также некоторая наглость) помогает даже в самых сложных случаях – достаточно немного изменить сами правила игры.

— Ничего не понимаю. Он изменил схему!

— Упростил. Мыслит – это же и есть физика.

х/ф «Точка, точка, запятая…», «Мосфильм», 1972, реж А Митта.

5.1. Линия времени

Это как раз тот случай лобовой наглости, который срабатывает от неожиданности. Когда кривая убытков безнадежно ползет вверх месяц за месяцем (или год за годом), спикер может просто сменить направление оси времени. Мы привыкли воспринимать течение времени на графиках и диаграммах слева направо – а он запускает его справа налево. Нумерация отрезков при этом может быть честно сохранена, и зритель, при желании, разберется в реальных цифрах и трендах. Но мозг, привыкший к обычному порядку, упрямо будет продолжать «видеть» снижение вместо роста – в итоге даже плачевная ситуация будет выглядеть не так катастрофически. Потому что «Что ты мне говоришь – я же вижу, что она падает» будет твердить одна часть мозга зрителя, консервативная, другой – передовой. А уж если оратор знает, что график не предполагается к долгому рассмотрению, он может «забыть» отметить направление горизонтальной оси и вовсе не рисовать вертикальную – тогда кривую будет совсем сложно прочесть правильно. Так что будьте особенно внимательны при чтении графиков – не затеряйтесь во времени!

https://www.youtube.com/watch?v=xB4H3BZDsjw

5.2. Нарастающий итог

Если разобраться – что плохого в том, что прибыль с каждым месяцем все меньше и меньше? Главное – что она есть! Примерно так можно передать смысл следующего приема, который применяется, чтобы скрыть снижение темпов роста того, что должно расти стабильно или с ускорением – прибыли, производительности труда, удоев, чего угодно. Достаточно предъявить зрителям график, демонстрирующий не значения показателя в единицу времени, а суммарное накопление с начала периода наблюдения, нарастающим итогом. Например, не сколько производится детали Х каждый месяц, а сколько ее всего произведено с начала года на конец каждого месяца – рост гарантирован!

https://youtu.be/lzkc3yMGihk?t=7s

5.3. Логарифмическая шкала

Более изощренное коварство – нарушение привычных пропорций на почти законных основаниях: замена линейной шкалы на осях координат на логарифмическую.

Если кто не помнит деталей – логарифмическая шкала отличается от линейной тем, что, грубо говоря, во втором сантиметре от нуля в ней помещается штук-чего-угодно значительно больше, чем в первом. А в третьем больше, чем во втором – и так далее. Любой из нас встречается с логарифмической шкалой, когда прибавляет или убавляет громкость своего телефона, потому что громкость звука пропорциональна логарифму его интенсивности.

Математики и физики часто используют графики с логарифмическими шкалами для описания различных физических величин и процессов, там это оправдано их природой. Археологи и астрономы имеют дело с миллионами и миллиардами календарных и световых лет – им тоже удобно оперировать логарифмическими масштабами.

Однако, когда докладчик предлагает нашему вниманию графики, рассказывающие о событиях наших дней с помощью логарифмической шкалы на одной из осей, имеет смысл поинтересоваться, почему он ее выбрал. Возможно, ему хочется сгладить взрывной рост убытков или занизить катастрофический всплеск уровня загрязнения воздуха – по вертикали такая шкала зрительно серьезно уменьшает нежелательный размах колебаний. А по горизонтали – заставляет расти нужные показатели гораздо бодрее. Бдительность, товарищи, революционная бдительность нужна нам как никогда!

5.4. Некорректные исходные данные

Мы можем увидеть в докладе абсолютно пропорциональный и честно нарисованный график без всяких маскировок – и он, тем не менее, будет нас обманывать. Потому что построен на неточных или некорректных  данных. Такой способ, по большому счету, не относится к инфографике напрямую, однако, мы регулярно с ним сталкиваемся – что ж его пропускать ).

Наиболее явный и частый пример такой неточности — соотнесение тех или иных экономических показателей разного времени без учета инфляции или с неточными ее коэффициентами. Казалось бы – кого теперь можно этим обмануть, когда мы ощущаем рост цен на себе. Но, если про инфляцию рубля люди, даже далекие от экономики, теперь вспоминают при каждом заходе в магазин, то про инфляцию других валют многие даже не подозревают. А она есть ). И оперирование в сравнениях долларовыми эквивалентами без учета инфляции – ошибка или лукавство. Так что – всегда проверяем корректность исходных данных!

5.5. Игры с абсолютными и относительными величинами

В этой области манипуляторам предоставляется настоящее раздолье. Если учесть, что за базовые 100% можно взять все, что угодно, чтобы получить наиболее подходящие вашим целям цифры – предел кривизны подачи ограничивается только творческим потенциалом автора. Например, взяв за базу численность населения стран, мы получаем шанс убедить публику, что в России с курением дело обстоит хуже всех в мире. Хотя, если присмотреться к маленьким цифрам, можно заметить, что на момент публикации картинки у нас практически столько же курильщиков, сколько в США. А в Индии их больше, чем в России и США, вместе взятых. А в Китае их вообще почти столько же, сколько во всем остальном мире, без учета Индии.

Можно еще сопоставить процентные соотношения, посчитанные от разных баз по произвольному признаку – видимо, просто так, чтобы смотрелось красиво. Например, как на следующем рисунке. Только у меня создается ощутимое впечатление, что на момент создания слайда в белорусских вузах из студентов-иностранцев было больше всего граждан Литвы? Разумеется, громадный устрашающий профиль, видимо, австралийца не в счет )

 

Порой выбор базы расчета процентов – вообще абсолютная тайна, похоже, даже для самого автора слайда. И, кстати, причем здесь женщина – вот эта, по стрелке, бледная, с косой?

Как видим, вариантов творческого подхода к сопоставлению разных процентов от сопоставимых или совершенно разных баз, а также перемешивания относительных и абсолютных показателей чрезвычайно много, всех не перечислишь. Чтобы не поддаться черной магии относительных цифр и впечатляющих изображений, всегда задавайте себе (и, по возможности, оратору) вопросы – а что берется за 100%? А почему именно это? А абсолютные цифры какие за этими процентами? И тогда есть хороший шанс, что чары рассеются. ))

Что ж, на этом закончу, хоть уверен, что и за три выпуска не смог перечислить всех хитрых приемов фальсификации данных в инфографике. И вы обязательно найдете что-нибудь еще более впечатляющее, чем было показано здесь. Кстати – поделитесь с миром, можно будет создать общими усилиями коллекцию заблуждений и мистификаций. Ну и постоянно тренируйтесь на окружающем материале, его вокруг становится все больше.

Еще раз душевное спасибо Сергею Шипунову, руководителю московского Университета риторики, за иллюстрации к пунктам 5.4 и 5.5 статьи.

Как обычно, буду рад помочь мелкими подсказками даром и большими за деньги, в скайпе или вживую. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту vsl7@mail.ru. До встречи.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

https://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s