Приручение рук


Здравствуйте, друзья!

Учебный сезон набрал обороты, наши тренинги идут один за другим. На прошлой неделе закончили работу с замечательной группой над тренингом «Ораторское мастерство. Словесная импровизация». Сегодня почти в полном составе та же группа приходит на вторую  ступень цикла – «Ораторское мастерство. Видеотренинг».

Одна из главных фишек этой ступени – использование видео для качественной обратной связи нашим участникам, причем – правильное использование.

Сейчас, когда бытовые камкордеры уже совсем не экзотика, очень многие познакомились с феноменом видеозаписи, когда мы смотрим на себя со стороны и приходим в ужас от увиденного: «О боже! Неужели это я? И я так хожу? И у меня так противно звучит голос? КАКОЙ КОШМАР!!!» Знакомое чувство? ))

Да, практически всегда наше собственное представление о внешнем облике себя любимого не совсем совпадает с тем, как нас «видит» беспристрастный глаз видеокамеры. Поэтому важно уметь правильно просматривать свои видеозаписи и уметь, соответственно, извлекать из них максимум полезной информации для дальнейшего роста мастерства. Над этим мы тоже работаем на второй ступени цикла тренингов «Харизматичный Оратор».  Приходите – поработаем вместе )).

Ну а прямо сейчас предлагаю продолжить нашу беседу об Основной Позе Оратора.

Как Вы помните из прошлого раза, ОПО дает нам возможность выглядеть свободно, красиво и естественно. Оратор, начинающий речь в основной позе, создает о  себе хорошее первое впечатление – впечатление уверенного профессионала. Из ОПО удобно начинать выступление, она хороша для выдерживания пауз, а также помогает легко и незаметно для зрителей справляться с волнением.

Важной составляющей частью основной позы оратора является

БАЗОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУК.

Надо сказать, очень многие люди, столкнувшиеся с необходимостью выступить публично (но не имевшие перед этим времени или желания сходить на тренинг :)), считают вопрос «Куда деть руки при выступлении?» третьим важнейшим вопросом современности – после «кто виноват?» и «что делать?».

Действительно, проблема размещения и «занятия» рук на сцене ставит человека в жестокий тупик. Он пытается «пристроить» их то за спину, то в карманы, бесконечно теребит собственные рукава или полы пиджака, вертит ручку, мнет листы бумаги, хрустит суставами… Чем дальше, тем больше бедняга чувствует, что делает не то, ему кажется, что он выглядит нелепо, приходит растерянность, волнение зашкаливает… В общем, такими темпами и до невроза недалеко.

Вспомнил замечательный фильм Глеба Панфилова «Начало». Снимается кино про Жанну д’Арк. Артистка Паша, играющая Жанну (Инна Чурикова), во время съемки одной из ключевых сцен фильма не знает, куда деть руки. «Они мне мешают! – почти в истерике кричит Паша и хлещет одной рукой по другой. – Они мне мешают!». Режиссер затравленно смотрит на артистку, на ассистентов и требует принести пилу. С пилой он подходит к Паше и спрашивает, какая из рук мешает больше, намереваясь отпилить ее тут же «к чертовой матери…».  «Не надо! Я все поняла!» — кричит перепуганная девушка и начинает работать…

Кстати – хорошее средство, надо попробовать на тренинге… )))

Конечно же, мы можем обойтись без таких радикальных приемов. Руки нам еще пригодятся – для красивой широкой и свободной жестикуляции. Чтобы найти для них место – а также избежать опасности невроза и решить третий важнейший вопрос современности )) – достаточно дополнить основную позу оратора несколькими классическими базовыми позициями рук.

Требования к базовому положению рук такие же, как и ко всей основной позе:

— рукам удобно и легко в этом положении находиться. Комфорт.

— оратору удобно и легко из этого положения жестикулировать. Эргономичность.

— для зрителей это положение выглядит естественным и ненавязчивым. Естественность.

Первая позиция, между прочим, нами уже изучена. Помните положение рук, которое мы принимали, изучая основную позу оратора? Да, совершенно верно:

Руки свободно висят вдоль туловища.

Отличное – очень удобное и естественное – положение, легко жестикулировать и легко рукам возвращаться на место, когда жест завершен.

Ошибки:

Руки напряжены и выпрямлены в локтях как палки. Расслабить руки, пусть будет естественный сгиб в локте.

Пальцы сжаты в кулаки или растопырены. Расслабить кисти, чтобы был естественный сгиб пальцев.

Руки раскачиваются вперед-назад. Прекратить движение, руки висят расслабленно и без раскачиваний.

Вторая позиция. Из первой позиции руки сгибаем в локтях, чтоб предплечья (части рук от локтя до кисти) были параллельно полу. Кисти кладем перед собой ладонью на ладонь скрестно (плоскости кистей также параллельно полу). Не обхватываем одной кистью другую, пусть просто будут соединены как для аплодисментов.

Руки согнуты в локтях под прямым углом, кисти перед собой одна в другой, сомкнуты ладонями.

Самая классическая база из всех классических )) Также очень удобна для всех случаев ораторской жизни.

Ошибки:

Обе ладони направлены вверх – «подайте бывшему члену государственной думы…». Верхнюю кисть перевернуть ладонью вниз. Ладони направлены одна к другой – как для аплодисментов.

Обе ладони направлены вниз, предплечья недостаточно согнуты – поза «футбольного защитника».Нижнюю кисть перевернуть ладонью вверх. Предплечья поставить параллельно полу, чтобы сомкнутые ладони находились немного выше пояса.

Кисти крепко сжимают одна другую. Расслабить кисти. Ладони просто соприкасаются.

Третья позиция. Такая же, как вторая, только вместо «аплодисментов» соединяем кончики пальцев левой и правой кистей. Пальцы направлены вперед, плоскости ладоней перпендикулярны полу.

Руки согнуты в локтях под прямым углом, кисти перед собой, кончики пальцев соединены.

Как и предыдущие, естественна и удобна для работы. Только будьте внимательны во время жестикуляции – иногда неопытный оратор, возвращая руки «на базу» после жеста, промахивается одними пальцами мимо других и начинает нервничать по этому поводу )).

Ошибки:

Пальцы направлены вверх – «не уходи, тебя я умоляю…». Держать предплечья параллельно полу, пальцы направить вперед.

Пальцы направлены вниз, предплечья недостаточно согнуты – э-э… без комментариев…. Держать предплечья параллельно полу, пальцы направить вперед.

Пальцы согнуты – «царь Кащей над златом чахнет…». Выпрямить пальцы направить их вперед.

Четвертая позиция. Такая же, как третья, но пальцы левой и правой кистей перекрещиваются «в замке». Мы можем их оставить прямыми, а можем и согнуть. При этом ладони не смыкаются, а разворачиваются к животу, плоскости ладоней, как и в третьей позиции перпендикулярны полу.

Руки согнуты в локтях под прямым углом, кисти перед собой «в замке».

При всех плюсах предыдущих позиций таит в себе некоторые трудности для неопытного оратора. При излишнем волнении очень просто сжать замок до побеления кулаков – трудно потом разнять руки для нормальной жестикуляции.

Ошибки:

Пальцы, собранные в «замок» сильно напрягаются – до побелевших «костяшек».  Расслабить пальцы предплечья параллельно полу, пальцы направить вперед.

Ладони смыкаются, пальцы направлены вверх или вперед, локти торчат в стороны – «толкальщик остролокотный обыкновенный…». Разомкнуть ладони, расслабить пальцы, предплечья держать параллельно полу.

Общие рекомендации для всех четырех позиций:

— В процессе выступления будьте разнообразны, используйте все четыре варианта – и не по списку «первая позиция… вторая… третья…» а хаотично, чтобы не наскучить зрителям монументальным однообразием.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ МЕЛКИХ БЕССМЫСЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ !!!

Так устроено наше зрение, что всяческий «белый шум», жесты-паразиты мы замечаем периферическим взглядом очень легко. Они сильно раздражают, отвлекают внимание и портят впечатление от выступления оратора.

Попробуйте-ка выступить перед публикой, засунув руки в карманы брюк и шевеля там постоянно пальцами. Внимание зрителей будет гарантировано, но вряд ли это будет то внимание, которого Вы хотите ))…

Проверьте себя – не делаете ли Вы, держа руки в одном из базовых положений, каких-либо паразитических жестов – кручения-шевеления-щелкания-«побарабанивания» пальцами, похрустывания суставами, потирания ладонями, «умывающих рук» — продолжите список… Если найдете что-нибудь из паразитов – немедленно приступайте к «санитарной обработке»!

Ну и – как НЕ НАДО держать руки при выступлении:

— в карманах. Выглядит вульгарно и непрофессионально.

— за спиной. Выглядит отчужденно и угрожающе – вдруг у Вас там оружие…

— скрестив на груди. Только ленивый не процитирует Вам любимый россиянами (хотя и написанный для американской культурной среды) бестселлер Алана Пиза, сообщающий, что это закрытая поза. Ну… скажем так — в любом случае, приняв такую позу, Вы будете выглядеть более скованно и отдаленно.

Отдельно скажем решительное НЕТ рекомендациям держать в руках ручку-маркер-карандаш. Даже просто спокойное держание в руках предметов мешает Вам жестикулировать и управлять своим метасообщением (подробно об этой теме поговорим позже). А нервное кручение, щелкание кнопкой ручки, манипуляции с колпачком маркера – это тот же отвлекающий публику белый шум. Руки оратора должны быть свободны!

Напоследок отмечу, что некоторые горячие реформаторы классическую базу рук (и классическую основную позу оратора) очень не жалуют – как раз  за классичность. Слишком обыденно, говорят, слишком скучно. Штампы и так далее…

По этому поводу просто повторю то, что говорил в прошлый раз про основную позу оратора:

С накоплением опыта, я думаю, Вы сможете сами легко определять, в каких случаях базовые правила помогают, а в каких их просто необходимо нарушить практически все )). К тому же, полезно постепенно, по мере роста мастерства подстраивать ораторские позы и жесты под себя, создавать свой неповторимый стиль.

Ключевые слова здесь – «с накоплением опыта». В любом деле, говорят, есть три стадии мастерства – когда мы умеем следовать правилам, когда мы умеем их правильно нарушать и – когда мы сами создаем правила. Большое мастерство начинается с освоения классического опыта других. Овладейте классикой.

На этом тему первого впечатления предлагаю перевести в формат обсуждения, жду Ваших отзывов.

В следующий раз предлагаю начать обсуждение темы словесной импровизации в публичных выступлениях и в различных жизненных ситуациях. Что Вы думаете об этом виде ораторского мастерства? В каких случаях нам необходима импровизация? Как сделать, чтоб мы вели импровизацию по нужному маршруту, а не она нас – куда получится )).

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru

Верных Вам слов и верных решений!

 

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

https://vernoeslovo.wordpress.com/

Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Приручение рук»

  1. Как всегда, легко и непринужденно написано, спасибо. Информация, бесспорно, полезная, но от Вас, как психолога, хотелось бы рекомендаций-какие предпринять меры, если, например, одна ладонь упорно постукивает по ноге, а руки соединить невозможно, микрофон на стойке мешает. У моей ученицы, буквально, сегодня была такая проблема. Возможно, есть какие-то психологические методы избежать подобных зажимов?

    • Лена, добрый день, спасибо за отзыв и вопрос. Трудно толково посоветовать, не имея полной картины события. Пожалуй, и с психологической, и с тренерской точки зрения я бы предложил в первую очередь сменить неудобную стойку микрофона. Если она мешает оратору даже просто стоять в основной позе, нормально жестикулировать перед такой стойкой будет невозможно. А постукивание ладонью по ноге – жест-паразит, «белый шум», типичное проявление излишнего волнения. Соответственно, девушке нужно поработать над умением управлять этим волнением, над сохранением уверенного внутреннего состояния. Проверьте, как будет у нее получаться выступление в ОПО с базовыми положениями рук без микрофона. Пусть расправит плечи, выпрямит спину, продышится и послушает себя – добавляет ли ей такая поза спокойствия и уверенности.
      С уважением,
      Вячеслав

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s